средневековая Европа

Воскресенье, 02 Июн 2013, 21:21 | Рубрика: История в лицах
Метки:

Наконец, средневековая Европа оставила в наследство современным людям непреходящие памятники культуры, значение которых отнюдь не только в том, что они подготовили приход Возрождения, но и в их собственной эстетической или научной ценности. Сегодняшние европейцы живут среди исторических памятников этой эпохи часто в городах, сохранившихся от средневековья; они воспринимают своеобразный аромат его культуры — культуры, одновременно в чем то примитивной и утонченной.

Многочисленные памятники архитектуры в романском, готическом, византийском и русском стиле, совершенная фресковая живопись, иконы, витражи, резьба по камню и дереву, удивительная скульптура, развивавшаяся от примитивистских форм к реалистическим и психологическим образам, блистательное прикладное искусство — все это и сегодня не утратило своей эстетической ценности и входит в общий фонд культуры и исторического сознания современных европейцев. Непреходящую ценность представ ляют и произведения средневековой литературы: эпические поэмы — «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Эдда», «Слово о нолку Игореве» и др. — рыцарские романы в стихах и прозе, лирика трубадуров, труверов, миннезингеров, озорная поэзия вагантов и городские фаблио, величественная и трагическая «Божественная комедия» Данте и остроумные, исполненные легкой поэзии «Кентерберийские рассказы» Чосера.

Из далекого средневековья пришли к нам многие шедевры фольклора; пляски разных народов, волшебные сказки, поговорки и пословицы, старинные баллады, русские былины, исторические песни. Герои сказок и баллад — благородный разбойник Робин Гуд, совершающий подвиги Иванушка-дурачок, оказывающийся на поверку самым умным, сегодня не только радуют детей, но и служат символами отваги и справедливости, оптимизма, свойственного простому народу.

Средневековье оставило след и в современной философии. Под покровом бурных теологических споров схоластика разработала тонкий логический аппарат, поставила впервые важные философские вопросы о соотношении веры и разума в человеческом познании, о «двух истинах». В рамках средневековой схоластики зародились первые ростки эмпирического знания — в трудах Роберта Гроссетеста, Роджера Бэкона, Уильяма Оккама, Николая Кузанского. Европа периода до XVI в. оставила в исторической памяти человечества имена борцов за свободу мысли — уже упоминавшегося Роджера Бэкона, Иоахима Флорского, Абеляра, Джона Уиклифа, Петра Оливи, Яна Гуса, народных вождей — Арнольда Брешианского, Дольчино, Гильома Каля, Уота Тайлера, Яна Жижка, Энгельбректссона и других, героев войн.

Комментарии закрыты.