Речь идет

Воскресенье, 08 Сен 2013, 12:44 | Рубрика: История в лицах
Метки:

Речь идет о сенсимонизме, который завладел умами, молодых Герцена, Огарева и их сторонников в начале 30-х гг. Можно указать на разные причины, по которым учение Сен-Симона первоначально привлекло их. Здесь были мотивы морально-этического порядка — сенсимонизм открывал перспективу «освобождения женщины» и «оправдания, искупления плоти» в противовес религиозному ханжеству (Г., VIII, 161). Сказался и юношеский максимализм: например, Огарев нашел в сочинениях утопических социалистов мысли, созвучные своим мечтам о «полном усовершенствовании рода человеческого». Вместе с тем основную роль сыграл тот идейный климат последекабристского периода, о котором шла речь выше: отрицание «политики» как средства непосредственного заимствования европейских конституционных форм, поиски иных путей преодоления отечественной отсталости, осмысление закономерностей исторического прогресса вообще и пр.

Отчасти под влиянием утопического социализма, отчасти как плод собственных размышлений антибуржуазная направленность у Герцена и Огарева постепенно становится ведущей. А. И. Володин точно подметил, что в работах и письмах молодых Герцена и Огарева часто критически упоминается понятие «толпа» как символ буржуазного мещанства — индивидуализма, эгоизма, собственничества. Так же как и другие их современники, Герцен и Огарев находятся под сильным впечатлением «язвы пролетариатства» в Европе. «В Силезии бунтуют работники, ломают машины, бросают изделия etc, etc, — отмечает Герцен. — Семья вырабатывает там в неделю 16 Gute Gr[oschen] .., И после этого фурьеристы неправы, что обличили меркантилизм и современную индустриальность как сифилитический шанкер, заражающий кровь и кость общества!».

Выступая против европейского буржуазного мещанства, «ничем не обуздываемого стяжания», Герцен очерчивал растущий классовый антагонизм между пролетариатом и буржуазией, который он позже, в своих письмах с Avenue Marigny, воспроизвел, разделив «Париж, за ценсом стоящий» и Париж, «за цене стоящий». Он утверждается в том, что «необходимость социального переворота теперь стала очевидна, враги развития, как Гизо, понимают и трепещут.

Комментарии закрыты.