оказалось недостаточным

Вторник, 11 Июн 2013, 15:20 | Рубрика: История в лицах
Метки:

Но вскоре это оказалось недостаточным и духовные представления стали писаться сплошь на отечественном языке, чтобы представить народу в драматической форме весь подвиг искупления в его внутренней связи и развитии. Стихотворной формой этих произведений, были короткие, попарно рифмованные строки придворного эпоса. Сначала поэтическое содержание этих драм было так же незначительно, как неудовлетворительна и неуклюжа была их сценическая техника. И то, и другое усовершенствовалось со временем.

Мы имеем мистерии, в которых нельзя отрицать ни драматической живости, ни искусного мотивирования и ведения действия. Во внешней, сценической стороне произошло еще более значительное усовершенствование, и иллюзия много выиграла, когда было введено большее количество машин и когда костюмировка действующих лиц стала богаче. Сцену снабдили декорациями, трапами и подъемными машинами, по подмосткам стали двигаться целые легионы святых, ангелов, целые сонмы чертей, представляя взорам зрителей вид самой богатой, пестрой группировки.

При таком расширении церковного драматического искусства сама церковь уже никак не могла оставаться по-прежнему местом представлений. Кроме того, необыкновенное стечение народа также неотступно требовало, чтобы место представления было раздвинуто, и потому сценой были избраны кладбища, базарные площади и другие просторные места. Следствием необыкновенного расширения сцены и увеличения числа актеров было то, что духовный театр уже не мог быть, как прежде, в исключительном распоряжении духовенства. Оказалось необходимым допускать и привлекать в актеры светских людей, а странствующие школяры, фокусники и фигляры также сумели заявить свои сценические способности.

Таким образом сцена перешла мало-помалу в руки актерских товариществ, мещанских братств, что и превратило ее из чисто церковной принадлежности, из отрасли культа в достояние искусства и светской спекуляции, которой умело пользовались и не хуже, чем пользовалась прежде католическая церковь. Но надо было заботиться о том, чтобы постоянно давать новую пищу пробудившейся охоте к слушанию и смотрению. Поэтому из мифологической и легендарной драмы вскоре развилась побочная отрасль — нравственно-аллегорическое представление, в котором действующими лицами были олицетворения пороков и добродетелей и в котором действие заключалось в воплощении какой-нибудь обиходной истины или какого-нибудь правила нравственности, и потому эти пьесы носили подходящее к их предмету название «нравоучений».

Комментарии закрыты.