ни проповедовали отцы

Вторник, 11 Июн 2013, 15:18 | Рубрика: История в лицах
Метки:

Однако, как ни проповедовали отцы церкви против театров и актеров, они немногого достигли этим путем. Правда, церковь сохранила до нашего времени свои римско-христианские воззрения на сословие актеров и считает их до сих пор греховными и презренными людьми, так что еще в наш век случалось, что актерам не давали погребения в освященной земле; однако, с другой стороны, римско-католическая церковь не только сделала значительные уступки театрам, но даже сама взялась за актерскую маску. Убедившись, что наклонности народа к театру неистребимы, она стала направлять свои усилия к тому, чтобы снять с театрального мира языческую одежду и облечь его в христианскую.

Средневековая западная церковь сообщила широкое развитие драматическому элементу своего церемониала, присоединив к нему снабженное диалогами и поочередным пением описание обстоятельств, сопровождавших рождение, снятие с креста и воскресение Христа; в вечерню перед Рождеством изображается благовестив Девы Марии, появление пастухов и трех святых царей у яслей Искупителя, и в значительных церквях все это просто имело характер театрального представления; точно так же изображались и на страстной неделе отдельные моменты страстей Господних, из чего легко развились впоследствии «представления страстей», которые еще теперь время от времени происходят в Баварии, в Обер-Аммергау.

В этих представлениях, которые с самого начала получили название «пасхальных представлений», изображалась история страданий Христа, между тем как «рождественские представления» служили изображением истории рождения и юношеских лет Мессии. Имя «мистерии» совершенно удобно применялось к таким драмам, потому что предметом их были тайны религии.

В своем дальнейшем развитии от XI до XV века они не остановились на истории рождения и смерти Христа, но заключили историю всей жизни Спасителя в рамки драматического произведения, представление которого продолжалось целый день, иногда даже несколько дней, и требовало иногда актеров человек сто и больше. В круг театральных представлений была введена также жизнь святых, и в особенности эпизоды из жизни и чудес Девы Марии. Тут встречалась иногда не только некоторая грубость, но даже и непристойность. Часто случалось, что во французских мистериях осмеивались или выставлялись в шутовском виде самые священные предметы, так что это напоминает нам оргии празднеств шута и осла, о которых мы упоминали выше.

Комментарии закрыты.